Как сшить народную куклу своими руками выкройки – бесплатные мастер-классы на Ярмарке Мастеров

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс. Как сшить народную традиционную куклу Рябинку. Мастер-класс от Валентины (TinaPana)

Кукла «Рябинка» — одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой то незримой силой. О значении и сути этой куклы много сказано, а вот выглядит эта она у каждой мастерицы по-разному, и это здорово! Ведь в творчестве нет шаблонов и стандартов

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс

Традиционная кукла уникальна тем, что процесс ее создания очень прост.крутим, вяжем и рождается чудо!

На дворе прекрасная пора  ОСЕНЬ, и я предлагаю вместе со мной сотворить душевную куколку. В своих МК я не даю размеров, дабы не навязывать вам свои взгляды и дать вам возможность творить самим. Единственное, могу сказать, что палочку для основы куклы я взяла размером 8 см.

Необходимые материалы для нашей куклы:

Для начала сделаем три скрутки из плотной ткани, потолще для тела и две скрутки для ног.

 Теперь соединим эти скрутки между собой нитью. А на ножки оденем лапоточки. Их можно связать самим.

На край толстой скрутки положите кусочек ваты и с помощью белой ткани сформируйте лицо. Всю лишнюю ткань заводим назад.

 А теперь приступим к созданию рук. Начнем с ладошек. Небольшие квадраты из белой ткани сложим почти как самолетики.

Расположим нашу ладошку на лицевую сторону ткани для рукава как показано на фото.

Складываем «крылышки» и стягиваем нитью.

Выворачиваем и получаем ручку.

Две руки стягиваем нитью по бокам.

 Надеваем, конечно же, платье 🙂

Самое время украсить нашу рябинку нарядным передником, пояском и бусами.

Повязываем все платочки.

Еще работы автора: Валентины (TinaPana)

Источник http://www.livemaster.ru/topic/921283-kukla-ryabinka-master-klass

russian-handmade.com

Традиционные народные куклы своими руками. Фото и мастер-классы

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Этих русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать  народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.



Народные сказки с участием кукол здесь.

Куколка на счастье — мастер-класс

Кубышка-травница — мастер-класс (обережная, для здоровья)

Солнечный конь — мастер-класс

Куколка Отдарок-на-подарок — мастер-класс

Веснянка — мастер-класс

Веснянка с косой — мастер-класс

Птичка из ткани — мастер-класс

Куклы Кувадки — мастер-класс (обереги для новорожденных)

Веничек благополучия (для порядка в доме) и  Десятиручка (чтобы все успевать)

Тульская барыня (крепкая хозяйственница) — мастер-класс

Крупеничка (для достатка в доме) — мастер-класс

Неразлучники (подарок на свадьбу) — мастер-класс

Птица-Радость (встреча весны и перелетных птиц) —мастер-класс

Роща (Мировое дерево) (в свадебный каравай) — мастер-класс

Новгородская беременная кукла — мастер-класс

Пеленашка — мастер-класс

Мартинички — весенние куколки, мастер-класс

Кукла-колокольчик — мастер-класс

Малышок-голышок — мастер-класс

 Зайчик на пальчик и зайчик из платка

Куколка Вербная на Пасху — мастер-класс

Вербница — мастер-класс Людмилы Евсеевой

 Подорожница — оберег в дорогу — мастер-класс

Куколки День-Ночь — мастер-класс

Покосница — мастер-класс

Рябинка — описание

Кукла Орловская с младенцем — мастер-класс

 Филипповка — мастер-класс

Кузьма и Демьян — описание

Трипольская мотанка

Украинская лялька-мотанка — мастер-класс

 Ловушка снов — оберег — мастер-класс

Спиридон-Солнцеворот

Как свалять валеночки:

Куклак (настоящий мужчина)

 Крестец — мастер-класс

Масленица — МК

Масленица Людмилы Евсеевой:

 Северная берегиня — мастер-класс

Оберег от худого слова — мастер-класс

Японская тряпичная кукла — мастер-класс

Кукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс

 Рождественская звезда и ангел — мастер-класс

 Бессонница — мастер-класс

 «Коза» для колядок — мастер-класс

 Кукла из платочков — мастер-класс

Желанница (для исполнения желаний) — мастер-класс

 Куколки Анжелики Смирновой «День и Ночь»

Куколка «Пасхальная голубка«. Мастер-класс — Обабкова Валентина Ивановна

«Баба-Яга» Лидии Трушиной

Хантыйская кукла «Акань» (Нухуко) из утиного клюва

Мастер-класс по кукле Женская Суть с сайта //www.slavakukla.ru/zhenskaya-sut-kukla/

Передача о народных куклах:

И обязательно посмотрите фотографии с выставки кукол в национальных костюмах.

Кукла Сивашовой Марии Тимофеевны:

Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети. 

 

podelki-doma.ru

Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. Мастер класс

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
— Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником — надо.

Понятно, что настоящие костюмы на народную куклу 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет — 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая «русская красавица». Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь — верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте — это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает — можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава — кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ — воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава — замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель — девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас — кокошник)))

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое — плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное — соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата — декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))

Наряжаем куклу.

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу — сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу — администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))


Вы можете найти выкройки одежды для кукол в нашем разделе на Бэйбиках

babiki.ru

Русские куклы — народные, традиционные, обрядовые. Фото, видео, своими руками / Традиционная народная кукла

В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Проводя экскурсию в музее и рассказывая об обрядах, традициях, нельзя не затронуть тему русских народных кукол.

К каждому празднику делали свою куклу. Приглашаю познакомиться с некоторыми из них.

Обзор народных кукол. Традиционные — обрядовые куклы.

Кукла «Кострома», делали на Масленицу, стояла всю неделю, затем сжигали.

Кукла «Колокольчик», приносит добрые вести, пришла с Валдая.

Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.

Куколка «Веснянка», подруги дарили друг другу, чтобы весна быстрее пришла.

Кукла «Спиридон-Солнцеворот», поворачивает лето на зиму, а зиму на лето.

Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток.

Кукла «Плодородие», несла богатство в семью.

Куколка Травница, набивалась душистой травой.

Кукла Одноручница, дарилась молодым на свадьбу

Кукла «Мировое дерево», этих куколок делали для свадебного пирога.

Кукла «Десятиручница» дали молодой жене, чтобы все успевала делать.

Таких куколок делали на праздник Пасхи и дарили вместо яйца.

«Божье око» Одна из самых первых кукол.

Кукла «Кормилица», чем больше грудь, тем лучше.

» «, делали на осенний праздник урожая, закрепляли на столбе, парни соревновались в ловкости, приносит мужскую силу.

«Конь-огонь«, делали на богатство и достаток в доме.

Видео русские народные куклы

Кукла-мотанка своими руками.

Мастер-класс кукла-закрутка своими руками.

babiki.ru

мастер класс с пошаговыми фото и видео-уроками

Многие люди увлекаются своей культурой и историей народного творчества. Очень важно пытаться сохранить исторические наклонности и знания прошлых лет. Традиционные мероприятия и сувениры помогают воспитывать чувство патриотизма, человечности и приверженности ценностям духовного мира. Русская народная, сделанная самостоятельно, кукла является наследием предков и носителем исторической информации и ценности.

Как сделать русскую народную куклу своими руками?

Мягкие куколки из ткани берут свое начало еще из ритуальных фигурок, которые символизировали почитаемое божество женского пола. Такое божество считали покровителем домашнего очага, плодородия. В качестве набивки тряпичной куклы использовались в свое время саамы разнообразные подручные материалы: тряпичные лохмотья, зола, зерно, льняная кудель и прочее. Главными отличительными особенностями тряпичной куклы – капустка является наличие основных женских признаков: грудь, длинная коса, а также выраженная безликость образа. Мягкая текстильная кукла выполнялась безликой для того, чтобы не подвергаться воздействию злых и нечистых духов. Куклы из ткани и ниток выполняли функции оберега. Эти игрушки были не только для развлечения детей, но и для приобщения малышей к повседневному труду крестьянского быта.

Самостоятельно формируя текстильную игрушку, дети учились взаимодействовать с разнообразными инструментами, приобретали новые навыки и давали волю своей творческой фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол в старину очень берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины — матери, ее функцию дарить жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реальным и узнаваемым. Он был воплощением типичных характеров, профессиональных интересов. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к своей культуре и фото.

Сам процесс создания куклы — оберега несёт в себе целительное воздействие — помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.

Создавая традиционные куклы масленицы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны — тайны материнства.

Предлагаем мастер-класс по пошаговому процессу изготовления куклы — оберега своими руками. Подготовьте для работы весь необходимый материал и инструментарий:

  • Грубая ткань из хлопка;
  • Небольшие отрезы цветной ткани;
  • Канва для вышивки;
  • Кружево;
  • Красные нитки мулине;
  • Острые ножницы;
  • Синтепон;
  • Иголка.

Сначала вам необходимо сформировать скрутку для куклы. Возьмите отрез ткани из хлопка с размерами тридцать на тридцать восемь сантиметров и согните кусок пополам. Затем очень туго скрутите столбик из этой ткани. У вас должна получиться заготовка высотой пятнадцать сантиметров. Обвяжите столбик из ткани красными нитками по всей его высоте.

Из синтепона сформируйте кружок и прикрепите на место расположения головы вашей традиционной куклы. Затем квадратом из грубой ткани с размерами двадцать на двадцать сантиметров обмотайте заготовку из синтепона. Снова обмотайте заготовку красными нитками мулине.

Теперь переходите к оформлению рук вашей куклы. Подверните уголок ткани из хлопка на один сантиметр. Края сложите к середине. На расстоянии примерно один сантиметр сформируйте ладонь куклы, перетяните ее красной ниткой.

При помощи нитки оформите талию оберега. Из ткани яркого цвета сделайте красивую юбку и зафиксируйте на талии куклы. Из кусочка канвы сделайте фартук. Украсьте его оригинальной народной вышивкой.

Кусочек кружева закрепите на голове куклы и оформите из однотонной ткани косынку. Головной убор следует очень туго обмотать вокруг головы вашей куклы — оберега.

Сделайте еще и младенца. Возьмите кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером десять на семь сантиметров, туго скрутите столбик и перевяжите его красной нитью. Из белой ткани вырежьте косыночку и закрепите ее на голове младенца.

При помощи лоскута светлой ткани сформируйте пеленки для малыша и аккуратно запеленайте его. Осталось присоединить ребенка к кукле-оберегу и закрепить их вместе. Теперь ваша традиционная русская кукла готова!

Подборка тематического видео к статье

Предлагаем посмотреть несколько наглядных видео. Они позволят вам лучше понять и повторить процесс создания традиционных народных кукол своими руками.

sdelala-sama.ru

Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме / Традиционная народная кукла

Образ этой девочки я задумала давно. Такой могла бы стать моя первая Кругозоровская Нина, не стань она Золушкой. Но для той куклы Нины образ Золушки передолил. И как только я окончила работу над первой Ниной, сразу стала искать кандидатку на роль Снегурочки, и она вскоре нашлась в шопике у моей подруги Ирины (Talichanka).
Кукла в русском народном костюме.

Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, — глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно — поэтому я и назвала её так.

И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.

Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…

Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.

«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма…» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)

Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.

Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну — «Лён — спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание — это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.


Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, — род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.

Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»

Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.

Девушка древлянка.

Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.


Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.

Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII—VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII—XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.

Вот на этой фотографии кукла в поршнях.

ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) —обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII—XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
— кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу — так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…

Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.


Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…


Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: — «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…



По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.

Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский — повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.



Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.




Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.

Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.


А ещё она учится ткать на ткацком станке.


И вышивать крестиком.

Вот какая хозяюшка.

Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!

Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, — Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)

babiki.ru

выкройки и мастер класс по изготовлению

Куклы из тряпочек, из остатков ткани  – что может быть проще? В то же время, это целый мир, очень древний, очень яркий и красивый и со своими традициями. Веками куклы были не только и не столько игрушками для деток, сколько сакральными символами, вещами, несущими тайный смысл, помогающими людям. Считалось, что обереги защитят от порчи и сглаза, сохранят мир и согласие в семье, сберегут от болезней и бедности. Так народные куклы дошли и до наших времён. Сейчас появилось множество других кукол, напоминающих забавных малышей, девочек и мальчиков, сказочных персонажей. Дети очень любят такие игрушки, тёплые и забавные, сделанные мамой или бабушкой. Тряпичная кукла сопровождала человека с рождения и до самой смерти. Беременная женщина создавала такую куколку своему ещё не родившемуся младенцу с самыми тёплыми словами и пожеланиями. Мама дарила дочке такую игрушку-оберег, и та брала её в новую семью, когда выходила замуж. Считалось, что это мамина помощь, что помощь эта окажется небесполезной в чужом месте и поможет справиться с неприятностями. Жена могла дать в дорогу мужу, уходящему на заработки или на войну, куколку, которая, считалось, не только сбережёт его, но и будет напоминать о любимой жене и семье в дальних краях. Мы покажем Вам выкройки готовой тряпичной куклы, которую так легко сделать своими руками!

Не так уж сложна в изготовлении тряпичная кукла. Важно правильно перенести своими руками работу с выкройкой на ткань, аккуратно, а главное, с любовью, вырезать и сшивать. Такие изделия по силе каждой, даже начинающей мастерице. Если изготовить такую куколку, получится замечательный подарок или интерьерная игрушка в народном стиле.

Народные куклы очень разнообразны. Делали их обычно из подручных материалов, популярностью пользовались игрушки из бересты, повязанные тряпичными платками, из травы или соломы, которые мама могла сделать малышу прямо на сенокосе или в амбаре, связав нитками, скрепив берестой. Поэтому и изготовление тряпичных кукол своими руками предполагает  различные действия. Какие-то игрушечные барышни требуют работы с иголкой и ниткой, а какие-то – просто наматывания ткани, которую нужно потом ловко перевязать ниткой. Такие куклы в народе назывались «мотанки», девочки уже лет с пяти умели их вертеть.

Шьем тряпичную куклу своими руками в простом мастер-классе

Мастер-класс по русским тряпичным куклам своими руками покажет и объяснит, как просто и быстро сделать и символическую древнюю куклу, и забавный подарок для ребёнка.

Необходимые материалы:
  • Небольшой отрез х/б или льняной ткани для юбки (42 х20 см)
  • Полоска для повойника (5 х 22 см)
  • Вата для набивки (если мастерица хочет добиться подлинности и идентичности, то ей понадобится солома или опилки, но они должны быть достаточно мелкими)
  • Платочек (35 х 15 см)
  • Льняная ткань для рубашки (24 х22 см)
  • Два красных лоскутка (10 х10 см)
  • Нитки красного цвета
  • Лоскутки грубого льна (18 х38 для тела, 32 х 17 для ног, 26 х 14 для ручек)

В центр лоскута для туловища нужно положить небольшой кусок ваты, сформировать голову и перевязать ниткой. Таким же образом сделать два красных шарика – будущую грудь куклы.

Сделать подгиб у лоскутков для ручек и ножек, скатать их в трубочки, концы обмотать красной ниткой. Это скрепление имело сакральное значение. Красный цвет – символ огня, любви и силы – недаром является цветом скрепляющей нити. Ведь и невесты шли под венец не в белом, а в красном сарафане и платке.

Теперь ручки и ножки нужно примотать к туловищу. Ручки приматываем так, чтобы на груди получился крестик – так надёжнее.

Ноги так же примотать к туловищу.  Далеко не у всех народных тряпичных кукол имелись ноги. Часто, поскольку кукольное творчество было достаточно абстрактным и схематичным, отсутствие ног скрывалось длинным подолом.

Получается вот такой человечек.

Сейчас пришло время, чтобы привязать кукле грудь.

Народные тряпичные куклы не имели лица. И это отнюдь не отсутствие красок – ведь множество природных материалов могло послужить для этого. Дело в том, что изображение глаз считалось сакральным. Наши предки верили, что вместе с глазами в тело куколки входила душа, а таким образом в игрушку, а, значит, и в дом, могли войти злые силы. Поэтому тряпичные куклы исторически лишены глаз, носика и рта. Конечно, если есть желание, мастерица может нарисовать их по своему усмотрению.

Сооружаем рубашку. Квадрат, предназначенный для неё складываем пополам. От каждого угла отрезаем квадрат 5 х5 см и делаем надрез вверх к центру по диагонали от углов квадратов. В центре проделываем отверстие для головки куклы.

Надеваем рубашку. Рукава подгибаем и у ладошек завязываем красной ниткой.

Подгибаем рубашки и от головы к поясу завязываем нитку крестом.

Юбочку собираем вокруг туловища, присбориваем и так же завязываем ниточкой.

Надеваем косынку, завязываем сзади.

Фартук завязываем так, чтобы верхний его конец был подобран внутрь.

А теперь подошла очередь платка. Его завязать необходимо вокруг шеи, концы назад.

Очень здорово, если у куклы будет и пояс. Ведь русские красавицы без него не появлялись!

Видео-уроки по теме статьи

Видео как своими руками сделать тряпичную куклу можно найти в подборке ниже.

 


sdelala-sama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *