Русская традиционная резьба по дереву — «Светославъ»
Резьба по дереву является традиционным для русских ремеслом. Данное искусство занимает главенствующее положение среди других ремесел так или иначе связанные с обработкой древесины или ее частей. Например, плетение из бересты или ивовой лозы, постройки деревянных объектов.
Резьба по дереву неотъемлемая часть русской культуры. Сама география расселения славянских племен предельно четко подтверждает мои слова. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территории, сплошь покрытые дремучими лесами. Дерево на протяжении тысяч лет являлся основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и многого другого.
Началом появления или зарождения традиций русской резьбы по дереву можно считать те времена, когда Русь была языческой. Это были времена, когда поклонялись стихиям природы, когда обожествляли Землю, Солнце и Природу в целом. Места для поклонения богам служили специальные капища, где были установлены идолы, вырезанные из дерева. Именно в эти времена резьба по дереву как искусство получила широкое распространение.
Со временем резьба по дереву только совершенствовалась. Так, к примеру, наиболее богатые терема украшали узорчатой резьбой и орнаментами. На ставнях и створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, стихии природы. В настоящее время, посетив любую деревню, вы можете увидеть отголоски тех времен в виде узорчатых ставень, фасадов, крыш. Можно отметить тот факт, что сегодня резные дома из бревен становятся вновь популярными, это можно увидеть на представленных фото.
Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из него делали:
- Люльки и игрушки для детей.
- Столовые предметы (посуда, ложки).
- Инструмент для других видов ремесел (веретено для пряжи и прядильный аппарат).
- Украшения.
- Средства передвижения (сани, телеги, лодки).
Все это практически всегда украшалось деревянным резным орнаментом.
Мебель и предметы быта всегда делали из дерева, которые так же было принято украшать деревянным резным орнаментом. Вся посуда была деревянной. В настоящее время бытовые предметы из дерева, такие как шкатулки, сундучки, столовая и другая бытовая утварь является предметами, которые широко пользуются спросом у туристов.
Конечно, нельзя говорить, что лучшие мастера в резьбе по дереву, были и есть только в России. Практически все народы мира, в разное время своего развития, широко использовали древесину, и везде есть свои мастера и школы, приемы и секреты. Но Россия в этом плане, является лидером по масштабам. Об этом даже можно судить по ряду стереотипов распространенных в мире о России: «Русь лапотная или деревянная».
На протяжении столетий дома, деревни и целые города строили только из дерева. Одна только Москва за время своего существования сгорала практически дотла не один раз.
Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.
- Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.1 — Скачать
- Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf — Скачать
- Деревянная архитектура русского севера.pdf — Скачать
- Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu — Скачать
- Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А. .pdf — Скачать
- Русь деревянная. Ополовников 1981.pdf — Скачать
- Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf — Скачать
- Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf — Скачать
- Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.. — Скачать
Традиционный инструмент для резьбы по дереву
Таковым считается топор и нож. Именно их использовали сотни лет как главные слесарские инструменты. Конечно, при их использовании резьба и конечная работа была достаточно грубой, но это на современный взгляд. Несмотря на это некоторые мастера добивались впечатляющих результатов.
С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более «тонкие» инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.
Итак, основными инструментами были и есть топор и нож. Со временем появилась стамеска, которая стала так сказать прародителем множества современных инструментов для резьбы. В большинстве случаев это разнокалиберные стамески и резцы. В наборе мастера их могут быть десятки. Они отличаются шириной, длинной, кривизной и формой лезвия. Такой набор позволяет опытному мастеру делать уникальные по сложности и красоте узоры, скульптуры, фрески, и многое другое.
Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.
В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.
Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву
Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:
- Хвойные — лиственница, сосна, кедр, ель, пихта и некоторые другие.
- Лиственные – Липа, береза, клен, ольха, дуб и многие другие.
Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.
От чего зависит выбор конкретного вида древесины?
У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.
Некоторые из секретов, которые следует знать
Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.
Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.
Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.
Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.
Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.
Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.
Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.
www.fond-svetoslav.ru
Основные разделы сайта
Услуги компании Цены на наши дома Каталог проектов Галерея наших домов Секреты технологии Блог: Как я строил дом Каталог лучших статей О нашей компании Заказать звонок
|
|
spbrb.ru
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.
Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз прозвучало:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ..
Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта). И они периодически всплывают в информационном поле.
В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту «немытую Россию» в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. опубликованы.
Восьмое чудо света
Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света»
Черепица деревянная, материал — липа.
К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.
Домовая резьба
В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном.
Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.
В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания.
Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.
В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:
— глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;
— прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы выпиливаются (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой.
Барочная или рельефная резьба.
Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ.
Фонд дерева ГИМ, образец №1LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0
Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.
Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.
Ивановская обл
Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области.
Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)
Нижегородская область
Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве.
Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864
Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба
Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба
Архангельская область
Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая ТЕЛЕГИ…
Ажурная (пропильная) резьба
Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.
На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы
В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Ивановская область
Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)
Нижегородская область
Набережная революции, дом 11, г. Городец. Автор снимка: Бобылькова Ирина
Пенза
Томск
Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.
.Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
По сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, их мастерство истоками восходит к искусству древних славян, что нашло отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов
Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
Дом на Плеханова, 5а
Преображались дома не только купцов, мещане тоже стремились к красоте. Позволить резьбу могли себе не только богатые люди.
Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
Дом жилой А. Москова (ул. Татарская, 46)
Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.
Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.
Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.
Особняк Хомича
Особняк Хомича.
Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции — это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос.
Ансамбль домов купца Л.Д. Желябо (ул. Красноармейская, 67, 67а)
Тюмень.
Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.
Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.
Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста — символа жизни, огня.
Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)
В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.
К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.
Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.
Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.
Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.
Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.
lФорма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его части
Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.
Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века.
Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.
Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.
Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.
Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.
Сибирь — край, полный чудес. Главное — уметь их увидеть.
О современных мастерах уральской глубинки
Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.
Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами.
В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.
СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.
В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.
г. Березовский свердловской обл.
http://fishki.net/36295-kolome… ©
hystory.mediasole.ru
Основные разделы сайта
Услуги компании Цены на наши дома Каталог проектов Галерея наших домов Секреты технологии Блог: Как я строил дом Каталог лучших статей О нашей компании Заказать звонок
|
|
spbrb.ru
Резьба по дереву как элемент народной культуры
Резьба по дереву встречается в культуре разных народов с самых древних времён. Дерево, как самый доступный и распространённый материал, обладающий многими ценными свойствами, широко использовалось как в быту, так и в искусстве. Вряд ли найдётся народ, который не украшал бы свои дома и предметы быта, и в каждой стране эти украшения имеют свои уникальные особенности.
Определение 1
Резьба по дереву – вид декоративно-прикладного искусства; старинный народный промысел.
История резьбы по дереву и ее виды
На ранних этапах развития человечества резьба по дереву имела обрядовый характер. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается найденный на Урале Шигирский идол – скульптура из лиственницы, чей возраст насчитывает около десяти тысяч лет. Узоры и изображения лиц, покрывавшие туловище идола, отражали небесный и подземный миры, мужское и женское начало.
Со временем резьба по дереву утратила свой мистический смысл, став исключительно способом украшения предметов: фасадов домов, входных дверей, колонн; игрушек, ложек, зеркал, мебели и т.д. Постепенно техника резьбы оттачивалась, появлялись всё новые способы, приёмы и инструменты. Повсеместным народным промыслом резьба стала около XVI века, когда мастера украшали своими творениями дома, храмы, царские дворцы и др.
Особенно широкой популярностью это ремесло пользовалось в странах, где были распространены подходящие для резьбы породы деревьев – в Скандинавии, Великобритании, Японии, Индии, Китае и, конечно, на Руси. Для создания узоров использовались, как правило, березы, осины, липы, тополя или ольха, дуб и бук.
Замечание 1
Изделия резчиков по дереву высоко ценятся, так как сам процесс резьбы является весьма долгим и трудоёмким. На протяжении столетий резные предметы являлись символом утонченности, показателем достатка и хорошего вкуса владельца дома.
Виды резьбы по дереву:
- Геометрическая резьба – один самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения, мебель, посуда и орудия труда: прялки, ковши, коромысла и так далее.
- Объемная резьба – «3D» резьба. Как правило, объемной резьбой на концах брёвен, образующих стены избы, создавались скульптуры животных, смотрящие в разные стороны и призванные защитить дом от злых сил.
- Прорезная (пропильная) резьба. По-другому её называют «сквозной» или «ажурной» за сходство с кружевами. Выпиливались они из тонкого дерева для обрамления перил, крылечек и фронтонов домов.
Резьба по дереву в разных культурах
Техники и традиции резьбы по дереву разнятся от культуры к культуре. В узорах отражаются те или иные уникальные национальные традиции. Например, индийские или африканские образцы резьбы по дереву имеют свою специфику и не сравнимы с русским зодчеством.
Самым известным традиционным искусством резьбы по дереву считается Dongyang — китайская резьба. Она названа в честь одноименного города. В Dongyang используются традиционные китайские символы (например, звезды или шестиугольники; драконы, бабочки, бамбук), изображаемые запутанной многослойной резьбой. Резьбу по-другому называют «белый лес», отсылаясь к стремлению местных мастеров показать всю естественную красоту древесины.
В Индии резьбу по дереву можно увидеть практически повсеместно: в храмах, на дверях, на предметах мебели. Традиционными для индийского резного дела элементами являются цветочные узоры и изображение различных животных. Отличительной черной индийских техник является создание панелей, используемых для отделки стен и потолка. Сборка этих панелей осуществлялась без использования крепежа, чтобы не нарушался единый геометрический орнамент.
Используют резьбу по дереву и в исламе. Часто произведения искусных резчиков можно найти на мечетях.
Резьба по дереву на Руси и в России
Замечание 2
На Руси резьба по дереву называлась резным делом.
Огромное значение деревянное зодчество имело на Руси. Русские мастера украшали узорами деревянные дома и предметы быта, отражая свои наблюдения за природой и людьми и превращая совершенно обычные в настоящие произведения искусство. Чтобы понять, насколько важной частью русской культуры была резьба по дереву, стоит заглянуть в XIX век, когда домовая резьба ни много ни мало выделилась в отдельное направление народного творчества, или обратить внимание на результаты современных археологических раскопок. Достаточно даже просто заглянуть в сказки, чтобы найти там описание искусно украшенных деревянными орнаментами ставень или тщательно вырезанных из дерева игрушек.
Русское крестьянское жилище было одновременно практичным и удивительно красивым. Различные детали имели как утилитарное, так и обереговое значение. Например, сплошная резьба на наличниках и фронтонах дома дополнительно играла практическую роль, предохраняя древесину от гниения.
Помимо домовой резьбы существовала резьба скульптурная, распространенная в северных губерниях. Мастера создавали объемные изображения зверей и птицах, делая их частью архитектуры дома.
Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок или деревянных картин, детально проработанных, выпиленных из куска цельного дерева и покрытых лаком. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони.
В XV-XVI веке на Руси зародилась народная резная игрушка.
Замечание 3
При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.
Искусство резьбы по дереву никуда не исчезло и в наши дни. Деревянная резная мебель и узорчатые панели высоко ценятся во всем мире за их уникальность и неповторимость. Современные мастера создают удивительные произведения, отталкиваясь от традиционных методов и изобретая новые техники.
spravochnick.ru
Резьба по дереву в Древней Руси. — Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина
Истоки резьбы по дереву на Руси.
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо — ось мира — стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема «резьба по дереву» встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений — перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба — иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье «резьба» (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): «Резь, или резьба — узорочная отделка от руки дерева, кости», «резчик» (у Даля через «еръ») — «вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева», «резчик иконописный»- режущий иконы.
Рядом со сказочными и символическими образами в народной резьбе и росписи возникают реальные персонажи, бытовые черты того или иного времени. К примеру, росписи XIX века включают разнообразные повествовательные картинки, рассказывающие о труде и праздниках, показывающие обстановку жилища, орудия труда, одежду. Изображения, как правило, наивны, но достаточно достоверны. Наиболее древней и простой является геометрическая резьба, основным структурным элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов и других фигур, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки и многие другие предметы. Некоторые прялки имеют контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой. Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречается на донцах городецких прялок.
На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. Особенно выразительна ногтевидная резьба на пряничных досках, которые изготавливали городские ремесленники. Производство пряников и пряничных досок было широко распространено, но особенно славились четыре центра: Тверь, Тула, Вязьма и Архангельск. В изготовлении всевозможной посуды — ковшей, скобкарей, мисок, ендов, ковшичков, солонок наиболее распространенной была долбленорезная техника. Из березовой, сосновой или еловой заготовок, иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Над созданием посуды трудились большие артели мастеров, в ее производстве участвовали также крестьяне, заполнявшие этой работой свободное зимнее время. Изготовление посуды было специализированным: одни ремесленники делали ложки, другие — ковшики, третьи занимались росписью и т.д. Своей посудой с давних времен славились Тверская, Московская и Калужская губернии, а также город Кириллов. В домовой резьбе Поволжья широкое распространение получили рельефы с глухим и прорезным фоном. Создаваемый ими рисунок имеет резкие, четко читающиеся грани. Пластическая выразительность присуща образцам завальной (заоваленной) резьбы, рисунок которой отличался плавно закругленными краями. В смоленском собрании такой резьбой украшены свечные ящики из Вологодской губернии. Набойные доски покрывались плоско-рельефной резьбой. Здесь все части узора находятся в плоскости доски, а фон вынут неглубоко. Набойные доски в XVII-XVIII столетиях изготавливались из дерева твердых пород: березы, клена, ореха, груши, а в XIX веке стали применять металлические детали.
По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.
Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в о время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.
Весомым доказательством стали, найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.
Кстати такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время их укладе жизни как культурного, так и религиозного. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.Важным центром искусства резьбы в Древней Руси был Новгород. Новгородская школа выделялась логичностью и ясностью общего композиционного решения.Церковная резьба по дереву в Древней Руси.
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения — резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы — резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
В богатой истории русской иконописи много загадочных страниц. Одной из них можно считать традицию т.н. «мерных», или «родимых» икон. О мерных иконах известно мало. Основные данные сводятся к тому, что на Руси ко дню крещения новорожденного заказывали образ «в меру» его роста. На достаточно длинной и узкой доске писалась икона святого, в честь которого был назван ребёнок, и впоследствии она сопровождала человека всю жизнь.
К именной, мерной иконе обращается православный, когда он нуждается в защите и поддержке. И наверное не существует более важного и необходимого подарка новорожденному младенцу, чем его личная, персональная икона его Святого покровителя, подаренная ему во время Крещения.
Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон?
Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
При обращении к историческим источникам обнаруживается, что на «родимом» образе, кроме небесного покровителя младенца, могла быть написана также и Св. Троица, осеняющая и благословляющая Своего угодника. Таковы, например, мерные иконы, хранящиеся в Архангельском Соборе Московского Кремля: «Св. Иоанн Лествичник», «Св. Феодор Стратилат» и «Св. Димитрий Солунский» (предполагается, что они принадлежали троим сыновьям Ивана Грозного — соответственно, Ивану, Федору и убиенному царевичу Дмитрию Угличскому). А в ХVII столетии знаменитый иконописец Симон Ушаков в своей челобитной писал царю Алексею Михайловичу: «…в прошлом году, Государь, по твоему Великого Государя указу я, холоп твой, меру Благоверного Государя Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича… на мере образ Пресвятыя и Живоначальныя Троицы да св. ап. Петра знаменил…» (т.е. прописывал окончательно основные детали и лики на иконе). Нетрудно догадаться, что «мера» — мерная икона, о которой идёт речь, — была создана для будущего Императора Петра Великого.
Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже «во плоти») новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что «родимые» образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе «Св. мученица София» (принадлежал знаменитой царевне Софье).
Предназначение домашней иконы — являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина.
Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле.
В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства — царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.
Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву — национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.
Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.
Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура — только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно — один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой — одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу — вороном, из избы — белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка — липовое поленце — резьба по дереву искусного резчика.
Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.
Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно — ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.
Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.Существует поверье, что дом наш — живой, а стены в нем сохраняют в себе всю информацию.Дом может портить жизнь хозяевам, а может быть добрым помощником. Бывает дома нам не хватает ощущения тепла, уюта, появляется какой-то дискомфорт. Наше настроение и душевный комфорт зависят от уюта в доме. Дом — не просто стены и крыша над головой и его энергетика зависит от многих моментов. Превратить в домашний очаг родные стены, которые укрывают не только от непогоды, но спасают от тревоги, раздражения, усталости не так уж и сложно. Не только удобная мебель, но и предметы обстановки, их форма, материалы, из которых сделаны вещи, окружающие нас, создают неповторимую атмосферу дома, воздействуют на нашу психику.
Стены впитывает наши мысли и чувства. Предметы радующие глаз, наполняющие дом светом, помогают сохранить в нём добрую атмосферу, защитят от сильных переживаний. Отношения же выяснять лучше на улице, чтобы уберечь дом от энергий раздражительности и обиды. Дом надо защищать не только от наших собственных негативных излучений — он должен быть закрыт для людей случайных или неприятных. Дом — не проходной двор, это наша последняя крепость. Недаром наши предки вырезали над крыльцом голубя с распростертыми крыльями, призывая входящего в дом иметь чистые помыслы.
Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Список литературы:1. Б.А.Рыбаков Язычество древней Руси М., Наука, 1988 г.
2. Энциклопедический словарь Славянская мифология М., Эллис Пак 1995 г.
3. А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова Дерево и гармония М., 1998 г.
4. Н.Н.Соболев Русская народная резьба по дереву М., 2000 г.
5. Русская изба Иллюстрированная энциклопедия Спб 1999 г.
telemax-spb.livejournal.com
Резьба по дереву — История народных промыслов
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.
Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.
Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).
Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.
В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.
С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».
Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.
Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, – вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».
Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).
В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.
25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Объемная резьба
Многие вятские храмы сохранили иконостасы – памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.
Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».
Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков – иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».
Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.
Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.
Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.
Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других – тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.
На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.
Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.
Прорезная или пропильная резьба
Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.
Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.
Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
nhpko.ru