Как выглядит керамическая посуда – Керамическая посуда — как правильно выбрать по качеству, производителю, видам и стоимости

Фарфор, фаянс, керамика — отличия и как отличить – Ярмарка Мастеров

Благородный фарфор и практичный фаянс – звенья одной цепи. Это виды керамики. Отличаются они составом, технологией производства и ценой. Чтобы не обмануться, надо знать признаки, которые помогут определить подлинность фарфоровых изделий и не спутать их с фаянсовыми.

Часто мы говорим «фарфор», «фаянс» и отдельно употребляем значение «керамика». Однако на самом деле и фарфор, и фаянс являются видами керамики.

Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями. С точки зрения технологического процесса основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.

История керамики насчитывает тысячи лет, и многие ученые даже полагают, что этот материал является едва ли не самым первым, который создал человек своими руками. В первое время, когда развитие человечества было на самой ранней стадии, керамика в основном использовалась для изготовления различной посуды. Сейчас же материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Сейчас активно применяется и нанокерамика – специальный материал, служащий для производства сложных приборов.

Фарфор является одним из видов керамики, и если быть более точным – одним из видов тонкой керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот факт, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые просвечивающиеся статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей.

Кроме того, фарфор имеет ряд особенностей, которые отличают его от других материалов:

  • Фарфор — плотный, звенящий, на изломе белый, твердый, как стекло.
  • Если легонечко ударить по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора. У фаянса глухой и низкий звук.
  • Если на ободке донышка изделия есть глазурь — значит перед нами фаянс, а если глазури нет — значит фарфор. Связано это с тем, что в производстве, фарфор в отличие от фаянса обжигается при более высокой температуре. Также фарфор обжигаюи 2 раза, причем второй раз — после нанесения глазури. Если глазурь не счистить с донышка, то она расплавится и изделие приклеется к подставке.
  • В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид. Практически весь фаянс с возрастом покрывается мелкой паутинкой трещин (цек, кракелюр). Это естественный процесс и не считается дефектом. Твердость фарфора препятствует образованию на нем каких-либо трещин. Трещины на фарфоре — это уже дефект.

В чем же разница между керамикой и фарфором? Можно сделать вывод, что фарфор и керамику не стоит сравнивать, как два каких-то схожих понятия. Фарфор – это, прежде всего, вид тонкой керамики, наряду с фаянсом и майоликой. Именно с этими материалами стоит проводить сравнение.

Фаянс («faience») пришел из итальянского языка от названия города Фаэнца, одного из центров керамического производства. Это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса). Также температур обжига ниже: от 1050 до 1280°С.

У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, что увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.

По составу и свойствам различают: глиноземный (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

www.livemaster.ru

Технология изготовления керамической посуды — dom-k: посуда и хозтовары оптом

    Слово «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что в переводе означает «глина». Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Пластичность глины была известна человеку ещё в глубокой древности.

  Обжиг, который придаёт глиняной массе твёрдость, водостойкость, жаропрочность, начал широко использоваться около 7 тысяч лет назад. Распространению керамики способствовала относительная простота её производства и доступность глины как исходного материала.

   1. Технология изготовления керамической посуды.

   Керамическая посуда представляет собой изделие, которое получают спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также при добавлении оксидов и некоторых других органических соединений. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.

  Объединяющими признаками всех керамических изделий являются их получение спеканием при высоких температурах, а также использование в производстве сходных технологических методов, к которым относятся: обработка сырья, приготовление керамической массы, формование, сушка и обжиг изделий. Отличия связаны с подбором сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее обработки, обжига и украшения поверхности изделий.

   В результате этих различий существуют такие ее технологические разновидности как терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор, которые можно условно классифицировать как неглазированную и глазированную (поливную) керамику. К первой категории относится, например, терракота, представляющая собой обожженную глину, не покрытую глазурью.

   Популярными разновидностями поливных керамических изделий являются:

  • майолика — изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями;
  • фаянс, основа которого — белая глина;
  • фарфор, при изготовлении которого используется глиняная масса, включающая каолин, полевой шпат и различные добавки.

   Сегодня технология изготовления керамической посуды стала более совершенной. После приготовления глиняной смеси изделию с помощью гипсовых форм или специальных прессов придается нужная форма. Потом массу обрабатывают для удаления из неё воздуха, что улучшает ее пластические свойства и качество получаемой керамики, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре (от 900 до 1250°С. в зависимости от вида изделия). Но из-за своей пористости керамическое изделие подвержено разрушительному влиянию влажной атмосферы, особенно при резкой смене температур. Во избежание возможных трещин керамику покрывают глазурью (поливой) — стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и придающим ему блеск.

   2. Преимущества керамической посуды.

   Несмотря на хрупкость толстостенной керамической посуды, у нее немало полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора и фаянса. Основное преимущество этого вида посуды состоит в возможности регулировать температуру и влажность приготовляемого в ней продукта.

  Еда, приготовленная в посуде из керамики, приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни. Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, сохраняя все витамины и протеины. Кроме того, при использовании керамической посуды не только сохраняются все полезные свойства продуктов, но и при подаче блюда выглядят аппетитно и оригинально.

   Преимущество керамической посуды состоит в равномерном распределении и долгом удержании тепла. В результате овощи остаются сочными, мясо приобретает мягкость. Для того чтобы достичь идеальных вкусовых качеств блюд и при этом не потерять витамины и полезные свойства продуктов, многие рестораны возвращаются к медленному и поступательному способу приготовления.

   Универсальность профессиональной керамической посуды ценится и в процессе мойки: ее можно мыть как с помощью губки, так и в посудомоечной машине. Естественным минусом толстостенной керамики, помимо хрупкости, является, пожалуй, только то, что в силу своей пористой структуры она подвержена разрушительному влиянию влажной атмосферы.

   3. Посуда из керамики: в погоне за рынком.

   На российском рынке представлен целый ряд производителей, специализирующихся на изготовлении керамических изделий. В их широком ассортименте, помимо тарелок, салатников, чашек и блюд для выкладки, представлены керамические горшочки для приготовления солянок и каш, сковородки для запекания жаркого, кокотницы для подачи запеченных грибов, формы для выпечки и даже настольные светильники и вазочки для цветов.

   Стоит отметить, что все крупнейшие производители керамической посуды давно уже не используют эмали, содержащие свинец и кадмий, что соответствует международным санитарным нормам. Насколько качественна толстостенная керамическая посуда и как долго при интенсивной эксплуатации она сохранит свой товарный вид, зависит от ряда факторов. В том числе от того, как изделия из керамики выдерживают мойку в посудомоечных машинах и как хорошо они переносят термическое воздействие в духовом шкафу и микроволновой печи.

   Помимо того, что продукция ведущих производителей, ориентированных на профессиональный рыночный сегмент, отвечает всем этим требованиям, широкий ассортимент и обширная цветовая линейка позволяют подобрать необходимую коллекцию под любой интерьер.

www.dom-k.ru

Удивительные свойства керамической посуды – Ярмарка Мастеров

Терракотовые вазы предусмотрены только для сухих, искусственных цветов и композиций. Простая керамическая посуда имеет массу полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора, фаянса или хрусталя. Структура керамики такова, что она сначала впитывает в себя влагу, а потом отдает ее. Керамическая посуда умеет сама регулировать температуру и влажность. Причем делает это не хуже термоса. Так, компот, оставленный в керамическом кувшине, останется прохладным даже на солнце, а чай или кофе в керамическом чайнике будут теплыми в течение нескольких часов.
Да и вообще, керамическая посуда идеально подходит для хранения продуктов. Именно поэтому керамика испокон веков была популярна в деревнях. Молоко в крынке могло стоять и не киснуть трое-четверо суток, а варенья и соленья хранились в керамических горшках без крышек почти год и не плесневели. Если засыпать муку или крупу в керамический горшок, то жучки в них не заведутся. Кроме того, керамический горшок прекрасно может заменить кастрюлю. Фарфор и фаянс в духовке лопнут, а вот керамика только крепче станет. Одно плохо — керамические изделия быстро впитывают в себя жир из-за чего их очень трудно отмывать. Этого недостатка лишена только та керамическая посуда, которую покрыли свинцовой глазурью. Правда, отличить свинцовую глазурь от обычной на глаз невозможно.

Технический прогресс привел к изобретению алюминиевых кастрюль и сковород из нержавеющей стали, но в керамической посуде человечество будет нуждаться всегда. Еда, приготовленная в посуде из керамики приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни. Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, сохраняя все витамины и протеины. Кроме того, при использовании керамической посуды, не только сохраняются все полезные свойства продуктов, но и при подаче блюда выглядят аппетитно и оригинально.
Керамическая посуда — прекрасный компромисс с точки зрения соотношения цены и качества. Таким образом, использование экологически чистой и безопасной посуды позволит не только сэкономить бюджет заведения, но и принесёт дополнительную прибыль.

www.livemaster.ru

Уход за керамической посудой: что нужно знать хозяйке

Что такое керамика, имеет ли к ней отношение керамическое покрытие и как производят стеклокерамику, уже писалось здесь. Теперь рассмотрим основные плюсы и минусы керамической посуды, о которых нужно знать каждой хозяйке.

Плюсы керамической посуды

• Керамические изделия не вступают в реакцию с пищей, не выделяют опасных веществ и не обогащают пищу металлами – качественная керамика безопаснее любой другой посуды.

• Керамическая посуда подобно термосу долго сохраняет тепло или прохладу продуктов и напитков.

• Благодаря пористой структуре керамическая посуда для готовки медленно и равномерно прогревается и впитывает влагу, в процессе готовки отдавая ее пище: блюдо не тушится или жарится, а томится, что придает ему особый вкус и аромат. К тому же еда не пригорает.

• Хранение в керамической посуде домашних запасов, в особенности круп, убережет их от порчи и заведения «домашних животных».

Минусы керамической посуды

• Керамическая посуда хрупка.

• Керамика боится резких перепадов температур – может потрескаться.

• Керамическая посуда впитывает не только воду, но и жир, и запахи – их непросто вымыть.

Заметим, что вышеупомянутые плюсы и минусы керамической посуды – это обобщение. Так как керамика отличается составом (типом глины и примесей) и технологией производства, глазируется или не глазируется, данные факторы в одних типах керамики проявляются сильнее, в других слабее. К примеру, чем выше пористость черепка, тем сильнее изделие впитывает влагу и запахи. Тонкий фарфор со спекшимся черепком и прочной глазурью практически не страдает этим недостатком, а непокрытая терракота с крупными порами наоборот грешит сильной впитываемостью. Но сравнивать их не вполне уместно, так как фарфор используется только для подачи пищи, а красноглиняная посуда – и для подачи, и для готовки.

Использование керамической посуды

Любая керамика в определенной мере термостойка, но эта мера бывает разной, и от нее зависит как можно использовать посудину, а как нет. Толстостенная керамика для готовки подходит для использования в духовке, дополнительно производитель указывает, возможно ли ставить предмет в микроволновую печь и под бройлер – обращайте внимание на эту информацию. Керамические кассероли, кокотницы и блюда для готовки часто изготавливаются из так называемой «каменной» керамики (stoneware) и могут использоваться всеми тремя способами.

Керамическую посуду нельзя подвергать резким температурным перепадам: например, ставить из холодильника в духовку или разогретую под струю холодной воды. Сначала нагрейте или охладите предмет до комнатной температуры, в процессе готовки нагревайте керамику постепенно. В современной керамике встречаются и экземпляры, которым подобные скачки температуры не страшны, но если производитель не указал такового, лучше не экспериментировать – потрескается.

В основном керамическую посуду не используют для готовки на плите из-за вышеприведенных особенностей (а если и используют, то только постепенно прогревая на тихом огне). Пример такого исключения – керамические турки, в которых можно готовить кофе на газу.

В связи со способностью керамики впитывать запахи и жиры, стоит использовать разные посудины для разных продуктов: заводя пироги в керамической форме, в которой запекалась рыба, рискуете получить десерт с рыбной ноткой.

Заварники из гончарной керамики, фарфора и фаянса принято предварительно ополаскивать кипятком – этот процесс помогает сохранять тепло и позволяет вкусу и аромату чая раскрыться полнее. То же не помешает проделать с чашкой, в которую будет наливаться чай или кофе.

Уход за керамической посудой

Плюсы и минусы керамической посуды обуславливают нюансы мытья изделий. Чистка керамической посуды выполняется вручную или в посудомоечной машине. Но не всякая керамика выдержит автоматическую мойку, поэтому если производителем не заявлена такая возможность, лучше поберечься и вымыть особо хрупкие предметы руками. Моющие средства допускаются, а вот металлические мочалки и другие царапающие предметы – нет. Повредите поверхность.

Если хорошенько не вытрете и не оставите сохнуть в открытом виде неглазированную керамику, вода останется в порах и при следующем использовании посудина может треснуть. А если не высушите плюс накроете, изделие «задохнется», так что посуду без глазури сушите не менее тщательно, чем моете. Впрочем, все поправимо: чтобы избавить керамическую утварь от неприятных запахов, ее замачивают в подсоленной воде.

Итого: плюсов у керамики гораздо больше, нежели минусов. Широкое применение керамической посуды и ее безопасность нивелируют все недостатки. При бережном отношении кухонная и столовая утварь из керамики долгие годы будет приносить пользу и радовать глаз. А радовать есть чему: современная керамическая посуда доступна во всех цветах радуги, формах и типах приборов. Не пора ли обзавестись новым блюдом для запекания, чашкой или, гулять так гулять, сервизом?

The following two tabs change content below.

Без зазрений совести спрашиваю «телефончик» у малознакомых парней и девушек. За тем, чтобы проверить удобно ли кнопка блокировки ложится под палец и быстро ли срабатывает автофокус 🙂 Хотела бы побывать на MWC и вести лайв-блог из гущи событий.

blog.aport.ru

Керамическая посуда

  Несмотря на хрупкость толстостенной керамической посуды, у нее немало полезных качеств. Основное преимущество этого вида посуды состоит в возможности регулировать температуру и влажность приготовляемого в ней продукта: стенки керамической посуды прогреваются медленно и равномерно, а благодаря пористой структурой керамики, посуда сначала впитывает в себя влагу, а потом отдает ее. В результате еда, приготовленная в такой посуде, не варится, а томится, приобретая особый вкус. При подаче блюда выглядят очень аппетитно, обладают притягательным ароматом,  мягкостью и сочностью.
    Естественным минусом толстостенной керамики помимо хрупкости является,  то, что в силу своей пористой структуры она подвержена разрушительному влиянию влажной атмосферы.
На  рынке представлен целый ряд производителей, специализирующихся на изготовлении керамических изделий. В их широком ассортименте помимо тарелок, салатников, чашек и блюд для выкладки представлены керамические горшочки для приготовления солянок и каш, сковородки для запекания жаркого, кокотницы для подачи запеченных грибов, формы для выпечки и даже  вазочки для цветов.   Многообразие цветовой гаммы позволяет подобрать посуду и аксессуары на любой вкус.
  Сегодня разнообразные изделия из пищевой керамики активно используются как для приготовления пищи, так и для сервировки стола во многих предприятиях питания.  Керамическая  посуда лучше всего подойдет для любого вида национальной кухни в тематических ресторанах.
Для изготовления большинства разновидностей керамической посуды применяются одни и те же ингредиенты: смесь пластичных материалов каолина и глины, а также кварц и полевой шпат.
Все керамические изделия  получают спеканием при высоких температурах, отличия связаны с подбором сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее обработки, обжига и украшения поверхности изделий. В результате этих различий существуют такие ее технологические разновидности, как терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор, которые можно условно классифицировать как неглазированную и глазированную (поливную) керамику.
Данный раздел посвящен толстостенной керамике. Замечательное свойство этой посуды состоит в ее универсальности — ее можно использовать как для хранения и приготовления пищи, так и для ее непосредственной подачи на стол. Кроме того, качественная толстостенная керамическая посуда  при интенсивной эксплуатации  долго сохраняет свой товарный вид, выдерживает мойку в посудомоечных машинах и  хорошо переносит термическое воздействие в духовом шкафу и микроволновой печи.
Технология изготовления глазированной пористой толстостенной керамической посуды выглядит следующим образом. За счет перемешивания глин и каолинов с добавками во влажном состоянии получают пластические массы, из которых изделию с помощью гипсовых форм или специальных прессов придается необходимая форма. В частности, для производства толстостенной керамики используются глины, которые по цвету обожженного черепка бывают бело- и красножгущимися. Далее заформованные изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках. Во избежание возможных трещин их покрывают глазурью (эмалью) — тонким слоем легкоплавкого стеклянного сплава, заливающего все наружные поры керамических изделий для придания водонепроницаемости и блеска. Все крупнейшие производители керамической посуды давно уже не используют эмали, содержащие свинец и кадмий, что соответствует международным санитарным нормам. Керамическая посуда производится из экологически чистого сырья с использованием  безопасных красителей.
Далее заготовки обжигаются при высокой температуре, верхний предел которой доходит до 1250°С, что придает глиняной массе твердость и жаропрочность. Обжиг, обеспечивающий заданную степень спекания, зачастую производится в туннельных печах. Здесь одновременно протекают процессы спекания составных частей глиняной массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и  глазурью.
   

Горшочки и супницы


 Керамические горшочки вместимостью 100-150 см(3) используют для приготовления и подачи горячих закусок; вместимостью 500 см(3) с крышками применяют для приготовления и подачи первых блюд.
Керамические супницы (на 4, 6, 8, 10 порций) применяют для подачи на стол готовых супов при групповом обслуживании.
Тарелки и сервировочные блюда
Керамические тарелки и сервировочные блюда используют для сервировки столов стилизованных предприятий, например, кафе с национальной украинской кухней или ресторанов японской кухни.
Производители керамической посуды предлагают полную линейку тарелок для сервировки стола (пирожковые, закусочные, мелкие столовые и т.п.), блюд для подачи холодных закусок (селедочниц, блюд для мяса, овощей и т.п.).
  Сливочники, молочники, приборы для специй, соусники     Сливочники, молочники на 1-4 порции используют для подачи сливок и молока к кофе, чаю. Сливочники выпускаются емкостью 50-200 см(3), молочники — 100-400 см(3).
Соусники вместимостью 100, 200 и 400 см(3), рассчитаны на 1-4 порции, обычно имеют оттянутый носик и ручку. Предназначены они для подачи холодных соусов.
Приборы для специй и приправ- обязательный элемент сервировки стола. Необходимый минимум — солонки и перечницы. Они могут быть также выполнены в виде наборов со стопками для зубочисток, бутылочек для подачи масла и уксуса.

Керамические формы для запекания (Кассероле)


    Кассероле  —  формы для запекания из жаропрочной керамики различных форм, в том числе в виде различных фигур (например, поросенка или рыбки) с крышкой или без. На стол могут сервироваться на специальных деревянных подставках или в  корзинках из ротанга.

Керамические кокотницы   


 Керамические кокотницы выполняются в виде маленьких горшочков с длинной ручкой или без нее, небольшого объема и используются для приготовления и подачи специальных горячих закусок: грибов в сметане, крабов, птицы, овощей с соусами.

  Керамические салатники и креманки


  Салатники выпускаются одно-, двух-, четырех-, шестипорционными квадратной, треугольной, овальной и круглой формы, вместимостью 120, 240, 360, 480, 720 и 1000 см(3).  Очень эргономичны салатники оригинальной формы, составляющиеся в единое целое, в составленном виде напоминают менажницу.
Используют салатники для подачи салатов, солений, маринадов, натуральных овощей.     Вазы салатные диаметром 24 см применяют при групповых обслуживаниях для подачи салатов, натуральных овощей и других холодных блюд.   

Керамические формы для холодца   


 Форма для холодца имеет два или три яруса из керамических горшочков, сверху закрывается крышкой. Несмотря на свое название, форма достаточно универсальна и может использоваться для подачи других блюд. 

Керамические ,  чайники, сахарницы, чашки, кофейники


  Керамические чашки, сахарницы, чайники и кофейники применяют для подачи горячих напитков; могут быть окрашены в самые разнообразные цвета, в том числе «под металл».
Чайные чашки(200-250 см(3)) используются для подачи чая, кофе с молоком, какао, шоколада.
Кофейная чашка(75 — 100 см(3)) предназначена для подачи эспрессо и кофе по-восточному.
Чайники для заваривания чая выпускаются вместимостью от 100 до 600 см(3).
Чайники доливные предназначены для кипятка при подаче чая парами (в двух чайниках) вместимостью от 800-1000 см(3).
Кофейники на 200, 500 и 1000 см(3) служат для подачи черного кофе при групповом обслуживании. 


   Керамические фондю


   Наборы для  фондю изготавливают из жаропрочной керамики и, как правило,  дополняются  блюдцами  для соусов и специальными длинными вилками. При помощи таких приспособлений можно приготовить и красиво сервировать  десертное фондю с фруктами и шоколадом.


Керамические вазы-плато


 Плоские вазы (плато)из керамики различных цветов используют для эффектной презентации кондитерских изделий, например, пирожных и тортов, а также канапе.

Декоративные вазы для цветов, подсвечники


     Декоративные вазы для цветов  используют в оформлении интерьеров залов.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Виды керамической посуды

Существующий ассортимент предложенных на рынке изделий из тонкой керамики подразделяют по ее типу, руководствуясь назначением, видом самого изделия, фасоном, размерами, виду и сложности в выбранном декорировании и определенной комплектностью.

Виды керамической посуды

Тип керамики определяет виды керамической посуды, выступающей в виде — фарфоровой, тонкокаменной, полуфарфоровой, фаянсовой и майоликовой. Изделия из фарфора определяются шестьюдесятью – шестью десятью процентами в общем производстве тонкой керамики, а изделия из фаянса составляют тридцать два процента, из майолики – два процента.

Согласно назначению принято выделять современную посуду для использования ее на предприятиях общепита и изделий предназначенных для бытового использования. Посуду, выпускающую для общепита, специализируют по определенным типам предприятий (ресторанов, кафе, детских садов, интернатов). Ее качества должны быть определенной функциональности, нести удобство в складировании и при производстве мойки.

Выпускаемую продукцию бытового назначения делят на определенные виды керамической посуды (чайной, кофейной, столовой, кухонной) и изделия художественной тематики (скульптуру, вазы под цветы и настенный декор). Определена посуда для повседневной и праздничной обстановки.

Производимые виды посуды очень разнообразны, а название изделия, как правило, соответствует его назначению.

Выбрать фасон изделия можно руководствуясь определенной формой его корпуса в виде — шара, овала, конуса или цилиндра. Конструкция посуды может содержать ножку или поддон, иметь ручку и крышку. Характер поверхности у посуды выступает ее гладкость, рельефность и рисунок. Стильные края у изделия посуды могут быть — ровными, вырезными. А борт может быть сплошным или ажурным.

Ориентируясь на формы корпуса посуды и отношения ее высоты к имеющемуся диаметру, виды керамической посуды разделяют на — плоскую и полную. Фасоны посуды имеют свое название или определенный номер.

Размеры фарфоровой посуды определены — мелкой, средней и крупной. Толщина черепка посуды определяется обычной, утолщенной и тонкостенной посудой.

Виды разделок определены посудой, украшенной деколью, с нанесением печати или ручной живописи.

В комплектности посуду принято различать – штучной (одиночной), парной (чашки и блюдца), наборы, комплекты, сервизы и гарнитуры.

Кухонная посуда изготавливается из твердого фарфора (низкотемпературного), выступая в виде — горшков для простокваш, сметанниц, сырниц, чайниц, доски под сыр, подносов, дуршлагов.

Чайную и столовую посуду для детей выпускаемую меньшими размерами, можно приметить по простым удобным формам, ярким рисункам с принтами животного мира и персонажей из известных сказок.

Представленное художественно-декоративное творчество позиционирует высокохудожественную посуду и декор для украшения стола или интерьера квартиры, всевозможные этнические сувениры

Используя термостойкую тонкокаменную масс, производят жаростойкую посуду для современной кухни.

Предложенные на рынке изделия из майолики несут подчеркнутый национальный колорит, где производят штучный и комплектный товар, в виде – чайной, кофейной и столовой посуды, в широком ассортименте выпуская художественно-декоративную продукцию.

keramoblog.com

Виды керамических изделий |

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов  не имеет себе равных . Она  используется  в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины),  применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

 Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика.

 Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали. Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.                                                                              Гончарная керамика

Глазированная (или поливная) керамика:майолика,фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.              
                          Кувшинчик, кувшин, тарелки, братина. Майолика, роспись по эмали.

                                                                             Гжель. Конец 18 века
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. 

                                                              Чайный сервиз. Фаянс

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый. Главное  отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто  добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

                                                                       Сервиз.Фарфор
И фарфор, и фаянс отличаются  ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.
В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.
Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

                                                      Амфора с сатирами (шамот) 

 

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы  на изделие не попала влага,  для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

www.tvorchistvo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *