Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах
В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.
Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru
Вадим Ковалев
На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.
Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.
Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.
Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.
Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).
Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Вадим Ковалев
Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.
Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).
Вадим Ковалев
Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.
Вадим Ковалев
Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.
Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.
Вадим Ковалев
Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).
Вадим Ковалев
Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.
Вадим Ковалев
Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.
Вадим Ковалев
На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.
Вадим Ковалев
Берегиня— фигурка женщины, дарующей жизнь, — олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.
При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.
Вадим Ковалев
Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.
Александра Немирова
Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».
Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.
Фото: Александра Жаркова, flickr.com
Вадим Ковалев
Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.
Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.
Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.
Фото: Бенте Нордхаген (Bente Nordhagen), flickr.com
Вадим Ковалев
Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.
Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.
Вадим Ковалев
Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.
Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.
Вадим Ковалев
Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.
Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).
Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.
Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.
Резные деревянные наличники. Энгельс |
32 оконных наличника из Энгельса Саратовской области
Наличники Энгельса это прежде всего ставни! Гостеприимно распахнутые или наглухо закрытые, всюду они! Причем отдельного упоминания достойны петли на которых эти ставни держатся. На некоторых домах сохранились старые фигурные, возможно и кованые ставни, что делает их розыск очень увлекательным занятием.
Классификация наличников следующая:
Наличие ставень: Со ставнями
По типу резьбы – Встречаются оба типа глухая и сквозная. Используется и накладная.
Возраст: Старше 60 лет Количество цветов покраски: в два цвета, причем один из них – синий.
По принадлежности к стилю: не определено.
По сложности исполнения – 2.
Энгельс стал для меня первым городом, в котором я заметил что на домах вообще висят ставни, причем РАЗНЫЕ! Произошло это знаменательное событие в июне 2007-го года, когда бродя в жару по пустым улицам, я вдруг понял, что рискую уехать отсюда не сняв ни одного кадра. Пришлось достать фотоаппарат и снимать сначала всё подряд, просто, чтобы “втянуться”… Через три кадра в видоискатель попали первые ставни. А через час, я понял, что трех дней в Энгельсе мне может не хватить даже чтобы запечатлить насколько разные наличники здесь встречаются.
1.
Надо сказать, что наличники существенно отличаются друг от друга использованной техникой. Вот здесь, например: накладная резьба и пропильная.
2.
3.
А здесь – просто накладные элементы. Это поздний, похоже, наличник. Может даже послевоенный.
4.
5.
6. Это редкий случай для Энгельса – некрашеный наличник. Вообще – преобладают синий и белый цвета, как правило. Близость воды вероятно сказывается.
7.
8.
9.
10. Важно, кстати, что очень многие дома в Энгельсе покрыты досками. Это, как выяснилось позже, совсем не обязательно для сруба. Просто – такая традиция.
11.
12.
Вот если бы меня попросили выбрать самый характерный наличник Энгельса, я б наверное этот выбрал: цвета – белый и синий, солнце и небосвод сверху, простые ставни и небольшие, аккуратные “серьги” внизу. Всё есть и ничего лишнего 🙂
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Пример нечасто встречающийся: деревянные ставни на каменном доме. Тут надо сказать, что смысла в наличнике на каменной стене ровным счетом никакого нет, так как назначение наличника закрывать щель в бревнах неизбежно возникающую при врезке оконной рамы. У каменных домов такая щель легко убирается другими средствами. Поэтому собственно наличники постепенно и исчезают с окон современных окон. А вот ставни – бывают нужны и на каменных домах, поэтому они живучее.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Отдельно хочется обратить внимание на это окошко. Это рудиментарные ставни: их ширина мне подсказывает, что они не закрываются 🙂
26.
27.
А это, наоборот, “примета нашего времени”. Ставни с пластиковой стеклопакетной рамой. Когда привыкаешь к обычным пропорциям оконных крестов, фасады домов с такими рамами выглядят как лица с пустыми глазницами. Хотя это конечно гораздо лучше, чем полностью сайдиновые дома
28.
29.
Одна из самых по-видимому старых рам, сфотографированных мной в Энгельсе. В самом низу окна вставки размером с форточку. Почти наверняка – рама 19-го века: стекло было тем дороже, чем больше его размер. Маленькие кусочки стоили дешевле.
30.
31.
Забавный одноставенный наличник 🙂
32.
Ну и напоследок – двухэтажное навершие, которое иногда встречается в Энгельсе. Вообще, если долго разглядывать наличники Энгельса, в голове рисуется вполне определенный образ города. Здесь солнечно – поэтому ставни. Здесь жизнь и сейчас размеренная, как широкая и спокойная, отделяющая Энгельс от Саратова, Волга, поэтому наличники как правило весьма просты и бесхитростны… Сохранившиеся дома, как правило принадлежат горожанам и крестьянам, почти нет богатых домов, поэтому для покраски наличников используется как правило 1-2 цвета.
Деревянная оконная рама — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик.
Учить больше. )