Интерьерный жанр в живописи
К.А. Зеленцов В КОМНАТАХ. ГОСТИНАЯ С КОЛОННАМИ НА АНТРЕСОЛЯХ 1830-е гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Интерьером также называют жанр живописи, представляющий изображение разнообразных помещений: дворцовых и усадебных покоев, деревенских изб и ремесленных мастерских, простых комнат и сараев.
Э.К. Липгарт ПАРАДНАЯ ГОСТИНАЯ В МИХАЙЛОВСКОМ ДВОРЦЕ 1896 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Интерьерный жанр гораздо в большей степени, чем натюрморт, раскрывает жизнь человека через мир вещей, через обстановку, в которой этот человек обитает. Сам подбор предметов, то, как они разложены и расставлены или,
наоборот, разбросаны в беспорядке, их цвет и качество многое расскажут о характере и привычках живущего в данном помещении.ИСТОКИ ИНТЕРЬЕРНОГО ЖАНРА
Создавая портреты или картины на библейские сюжеты, художники эпохи Возрождения часто разворачивали действие во дворцах или церковных залах. К примеру, знаменитая «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка демонстрирует героев в помещении, среди многочисленных тщательно выписанных предметов обстановки.
Сформировался же окончательно интерьерный жанр в XVII в. в Голландии. Живописцы создавали поэтические картины о тихой семейной жизни, протекающей в уютных комнатах и кухнях.
Расцвет интерьерного жанра приходится на первую половину XIX в. Художники пишут внутреннее убранство комнат с такой документальной точностью, что живописные произведения становятся историческими документами, настоящими «портретами помещений». Часто в произведениях присутствуют хозяева, мирно занимающиеся
Ян ван Эйк МАДОННА КАНЦЛЕРА РОЛЕНА Ок. 1436 г. Париж, Лувр
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Анималистика (произошло от лат. animal — животное), анималистический жанр — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Анимализм картины |
|
Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание) — жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. | |
Батальный жанр (произошло от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр картины |
|
Былинный жанр — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. Былинный жанр картины |
|
Бытовой жанр (жанровая живопись) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовой жанр картины | |
Ванитас (от лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Ванитас картины |
|
Ведута — жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин. Ведута картины |
|
Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Городской пейзаж картины |
|
Завтрак — подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в. |
|
Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. Интерьер картины |
|
Иппический жанр (произошло от греч. hippos — лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади. Иппический жанр картины |
|
Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Исторический жанр картины |
|
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто. Каприччо картины |
|
Карикатура (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др. |
|
Мифологический (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Мифологический жанр картины |
|
Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра — И.К.Айвазовский (1817-1900). Морской пейзаж картины |
|
Натюрморт (в переводе с фр. — мертвая, неодушевленная натура) — это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта — фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. Натюрморт картины |
|
Ню (произошло от фр. nu — нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. Ню картины |
|
Обманка — один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением. Обманка картины |
|
Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт — олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков. |
|
Парсуна (от лат. persona — личность, особа) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. — переходная между иконой и светским произведением форма портрета. | |
Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пастораль картины |
|
Пейзаж (произошло от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзаж картины |
|
Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. Портрет картины |
|
Религиозный жанр, религиозная живопись — жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия. Религиозный жанр картины |
|
Сюжетно-тематическая картина — смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг Сюжетно-тематические картины |
www.art-spb.ru
Интерьер
Слово «интерьер» имеет французское происхождение и переводится как «внутренний». Интерьером художники назвали жанр живописи, который предполагает изображение помещений и их внутреннего убранства. Это картины, которые воспевают жилье — на них изображена мебель, кухонная утварь, домашние вещи.Зачатки этого жанра возникли еще в эпоху Возрождения. На иконах и картинах с религиозным сюжетом можно увидеть качественно прорисованные элементы внутреннего убранства. Библейские сюжеты происходят в помещениях – кельях, храмах, дворцах. Художники реалистично передают предметы обстановки и внутреннего убранства.
Окончательно жанр интерьер сформировался в Голландии, вместе с культурой первой в мире буржуазной республики. В это время человеческая жизнь обретает новую ценность. Художники воспевают быт, простое человеческое существование. Героями их картин становятся предметы домашней обстановки. Люди могут присутствовать в этих сюжетах, но их изображают, как правило, в статичных позах, в качестве дополнения к общему замыслу.
На первый взгляд интерьерная живопись достаточно проста и даже примитивна. Однако, при ближайшем рассмотрении жанр интерьер является довольно сложной живописью, требующей определенного мастерства. Детальное изображение предметов, игра со светом и тенью, благодаря которой солнечные блики как будто скользят по помещению, перспектива – все это создавало неповторимую обстановку, которая ощущалась при взгляде на подобные картины. Произведения искусства передавали атмосферу тишины, величие домашнего уюта. Недаром некоторые специалисты называют интерьер «портретом помещений».
Начиная с 17 века и заканчивая 20-м, жанр интерьера развивается, при этом в разных странах обрастает индивидуальными особенностями. Наибольшее распространение жанр получает в странах Северной Европы и в России. Произведения, выполненные в этом жанре, воспевают жизнь человека в его домашнем мире, передают реалистичность обыденной жизни. В начале 20 века, в картинах русских мастеров, можно увидеть грусть по уходящей эпохе буржуазии. Многие картины несут психологическую нагрузку, позволяя додумывать развитие сюжета.
Известные художники, которые работали в жанре интерьер – это П.Янсенс Элинга, Я.Врель, М.Н. Воробьев, К.А. Зеленцов, Б.М. Кустодиев и многие другие. Их работы хранятся в крупнейших музеях мира и являются историческим наследием.
www.letopis.info
«Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве» . 1 урок.
Тема: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Цель: дать понятие об интерьере.
задачи:
— развивать умение видеть перспективные явления на репродукциях, в моделях и передавать их по представлению в рисунке;
— детально углублять понимание явлений перспективы;
-познакомить учащихся с репродукциями художников использующих интерьер;
— развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;
— воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, художественный вкус различными средствами ИЗО.
Оборудование и материалы
— Репродукции картин художников: К.А.Зеленцов, Е.Ф. Крендовский, И.А. Иванов, Г.К. Михайлов, А.Г. Венецианов, А.А. Алексеев, Э.де Витте. Фотографии архитектурных сооружений и их интерьеров.
— Схемы интерьера, рисунок преподавателя;
— Формат А3, карандаши.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
— На протяжении всей своей истории человечество создало искусственную среду, необходимую для безопасного существования, жизнедеятельности организма человека. Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, Площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома; дома, в свою очередь, состоят из квартир. В квартирах имеются комнаты.
— Как называется внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека? (Интерьер)
III. Сообщение нового материала
— В изобразительном искусстве «чистый интерьер», в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, встречается не так уж часто. В этом случае в картине или рисунке интерьер главенствует, и такое произведение принято относить к жанру изобразительного искусства «интерьер».
Жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений — с их убранством, мебелью и разными вещами.
Интерьер — слово французское (interieur), внутренний, если дословно.
Как часть картины, интерьер существует давным-давно. Изображения фигур на фоне интерьера встречаются ещё в искусстве Древнего Египта
— Однако самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии.
Интерьеры голландцев, подобно их произведениям в других жанрах, отличаются скромными размерами и написаны удивительно тонко и достоверно. Мебель, зеркала, посуда, люстры, ковры изображены тщательно и подробно. Но сильнее всего поражают здесь воздух и солнечный свет.
Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам. При этом интерьеры могут быть самыми разными — просторными и тесными, богатыми и убогими, светлыми и тёмными.
Конечно, и населяют их разные люди. Голландцы изображали не только жилые помещения — гостиные, спальни, залы для приёмов, но и так называемые служебные: кухни, прихожие, мастерские. Многие художники занимались торговлей (живопись была для них просто увлечением) и часто рисовали свои собственные лавки и трактиры. При этом они «оживляли» интерьер, вводя стаффаж, иными словами, фигурки людей.
— Интерьер неотделим от архитектурного сооружения. Когда архитектор строит здание, он формирует объём и массу не только снаружи, но и изнутри, чтобы создать архитектурно-художественную среду, организующую внутреннее пространство здания или какого-либо помещения.
Интерьер имеет разновидности: интерьер общественных зданий, дворцовый, дворянский, буржуазный, купеческий, крестьянский и др.
Архитектура как вид искусства создаёт и организует пространство для различных видов человеческой деятельности. Она владеет глубиной пространства в полной мере, а живопись и графика создают лишь иллюзию пространства на плоскости.
Архитектура отражает общественного человека в его основных и наиболее общих духовных устремлениях. Это тесное слияние архитектуры с обществом выражается через стиль.
Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.
— Какие стили архитектуры известны из курсов изобразительного искусства и истории Средневековья, с которыми знакомились в 6 классе? (романский и готический)
Готическая архитектура, возникшая в XIIв. во Франции как прямое следствие расцвета средневековых городов, в Италии в значительной мере была явлением чужеродным. При всём этом готическая эпоха ознаменовалась в Италии появлением памятников, глубоко итальянских, не смотря на готическое обличье.
Так, неповторимы в своей праздничной живописности постройки Венеции, сочетающие графическую тонкость некоторых готических форм.
Расцвет городов Северной Италии и Тосканы в XIII-XIVвв. был ознаменован бурным развитием прежде всего светского коммунального строительства. Важный памятник готики в Венеции – Дворец дожей.
Дворец Дожей больше похож на резную шкатулку, чем на крепость. Это стало возможно благодаря природному, оборонительному рубежу Венеции — воде. Жители гора построили уникальный дворец, совсем непохожий на твердыню. Пышность и необычная архитектура изумляла иностранцев. Фасад здания говорил всем и каждому, что Венеция завоевывает новые территории торговлей, а не огнем и мечом.
В XVв. архитектура Италии переживает подлинный переворот. Новый светский характер зодчества сказался прежде всего в дальнейшем развитии различных видов общественных зданий и формировании нового типа богатого городского жилища – палаццо (дворца).
Представлению об идеальном человеке и его неограниченных творческих возможностях соответствовала впечатляющая простота, героическая масштабность и жизнеутверждающая сила новой архитектуры: она не подавляла человека, а возвышала его самосознание, порождая гордую уверенность в своих силах.
Итальянские архитекторы эпохи Возрождения впервые решили одну из важнейших архитектурно-художественных задач: органически объединить интерьер и внешний облик здания и связать их с реальной средой, в которой живёт и действует человек.
Опыт строительства, накопленный в культовой архитектуре Франции, был применён в общественных зданиях светского назначения.
С середины XIVв. в замках большое внимание уделялось функциональным требованиям жилища, комфорту. При всём арсенале оборонных средств и неприступности внешнего облика в таких замках создаются богато украшенные парадные залы, капеллы, спальни. Главной функциональной и идейно-художественной задачей теперь становится разработка адекватной жизненной среды для обновляющегося быта и возросших общественных функций королевского двора и подражавшего своему государю дворянства. Именно в этих типах сооружений разрабатывались идеальный декор, приёмы организации внутреннего пространства, раскрытия помещений во двор, в сад и далее на природу.
По окончании Столетней войны (1453) замки превращаются во внушительные, но не устрашающие загородные резиденции. (замки Шамбор и Фонтенбло).
Новая королевская резиденция Эскориал была задумана испанским королём Франциском II как комплекс, включающий монастырь, церковь, усыпальницу, библиотеку и семинарию. Его отличает чёткая геометричность композиции, фасады, лишённые членений и прорезанные монотонными рядами окон. Асимметрия (сдвинутая вглубь церковь) и бесконечный силуэт предвещают барокко.
В XVIII-XIX вв. во многих странах Западной Европы и России появились замечательные памятники светской архитектуры, среди которых особенно восхитительны королевские дворцы в стиле барокко и классицизма.
Заметка
Главная задача трактовки внутреннего пространства в архитектуре барокко – создание иллюзии огромного бесконечного пространства, что достигалось анфиладным построением помещений, наличием декоративных зеркал, позолоты, лепнины, живописных плафонов, скрывающих реальную плоскость стены.
Создание архитектуры в стиле барокко подчинено главной задаче – поразить и ослепить пышностью и монументальностью. В трактовке внешних объёмов здания в архитектуре барокко характерны преобладание декоративного начала над конструктивным, фронтальность и фасадность построения здания, асимметрия и неравномерное распределение объёмов, господство восходящей линии при наличии криволинейных и дугообразных форм, контраст света и тени.
Расцвет русского барокко в XVIIIв. связан с творчеством итальянского архитектора В.В, Растрелли (1700-1771).
Зимний дворец. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамлённые наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли декоративные вазы и статуи усиливают впечатление нарядности.
Грандиозные размеры здания и различно решённые фасады создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия.
Иорданская лестница – необыкновенное разнообразие декора: колонны, зеркала, статуи, затейливая золочённая лепнина, огромный плафон.
Интерьеры здания впоследствии неоднократно перестраивались. Тронный зал (архитектор О.Монферран (1786-1858). – стены зала были обтянуты пунцовым бархатом и украшены двуглавыми золочёнными орлами, позолочены были и все лепные украшения карниза и потолка.
Картина художника Е.Ф.Крендовского (1810-1853) «Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце» (1835). В 1837 г. фасады и парадные залы сгорели, включая и Тронный зал Марии Фёдоровны. О его великолепии теперь напоминает только картина художника.
В 60-х гг. XVIII столетия формы барокко постепенно сменяются более сдержанным стилем, в котором проявляется интерес к античному наследию. Новый стиль классицизм просуществовал около 70-ти лет и в своём развитии прошёл несколько стадий. Характерные для барочных интерьеров предельная насыщенность, динамичность и какая-то особая фееричность форм постепенно начинают уступать место уравновешенности, симметрии и чёткости вертикальных и горизонтальных членений. Более активную роль начинает играть мебель. Она становится многообразнее по своим функциям и приёмам декорировки.
И.Е. Старов (1745-1808). С деятельностью этого зодчего связано строительство ряда крупных помещичьих усадеб, но одно из центральных мест в его творчестве и в архитектуре всего русского классицизма занимает Таврический дворец. Его облик и особенно интерьеры приобрели в своё время огромную популярность.
Дворец стал мерилом художественных достоинств и образцом для бесконечного числа усадебных сооружений в России и за границей.
Памятники зодчества XVII-начала XIXв. – яркое зримое свидетельство о культурных идеалах эпохи. Лаконизм и стремление к чёткости достаточно объёмных решений отличают здание Академии художеств. Академия художеств занимает целый квартал на набережной Невы. Соотношение целого и элементов архитектурного образа гармонично и элегантно.
В образовательной системе Академии художеств класс перспективной живописи занимал важное место. Картины с видами дворцов, усадеб пользовались большим спросом. Величественные галереи АХ, украшенные слепками с «антиков», нередко становились предметом изображения на картинах её воспитанников.
И.А. Иванов (1779-1848) «Вид лестницы в Академии художеств» — вызывает самые возвышенные чувства. Торжественный марш лестницы ведёт зрителя к сокровищам мирового духа. Пара тонких колонн задаёт особый патетический тон. Уже в верхнем вестибюле пришедшего встречают великие памятники Древней Греции и Рима.
Г.К. Михайлов (1814-1867) «Вторая античная галерея в Академии художеств», 1836 – в картине блестяще преодолены трудности, связанные с освещением галереи, достоверной передачей изображаемых скульптур, их пространственной соотнесённости друг с другом.
Многие выпускники АХ изображали внутренне пространство архитектурных сооружений. Знание перспективной живописи являлось тогда одним из требований господствовавшего классицизма: сцены героического характера принято было изображать на фоне величественных построек.
Родоначальником интерьерного жанра в России по праву называют художника Алексея Гавриловича Венецианова, под руководством которого в XIX веке образовалась целая школа интерьера. Основным её правилом было, по словам учителя, «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника…»
Всё его творчество посвящено поискам способов правдивой передачи света и пространства.
Картина «Гумно» (1780-1847) – первый шаг на этом пути. Добиваясь решения поставленных задач, он даже выпилил целую стену в сарае для того только, чтобы иметь возможность лучше написать его внутреннее пространство и осветить первый план, чтобы достичь естественности и жизненной правды.
А.Г. Венецианов выработал своеобразный метод преподавания живописи, построенный на изучении натуры. Он требовал от учеников глубокого знания правил перспективы. На примере интерьера А.Г.Венецианов учил начинающих художников видеть действие света на предметы, на их цвет, наблюдать не только линейную, но и воздушную перспективу, сохраняя всю радость света.
Картина А.А. Алексеева (1811-1878) «Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге» — один из лучших образцов среди интерьеров его учеников.
На ней видна вычерченная перспектива залы. Мастерская наполнена светом. Он льётся из огромного окна, его излучают белоснежные скульптуры, свободно расставленные вдоль стен. Свет врывается в комнату ярким стремительным золотым лучом через раскрытую створку двери, заставляя светиться блестящий вощёный пол и матово-белый потолок. Вся мастерская волшебно светится изнутри, кажется, все предметы здесь излучают свет. Лишь фигуры учеников написаны тёмной краской, что ещё более усиливает сияние просторного помещения, ставшего приютом для молодых людей, постигающих азы искусства.
Интерьер, как никакой другой жанр, способен рассказать о человеке, который в нём обитает, кто он, чем увлекается, каков его характер.
Обо всём этом внимательному наблюдателю расскажут вещи, их расположение в интерьере, состояние жилья.
Физминутка.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение зарисовок по памяти или по представлению интерьера жилого помещения.
Для изображения интерьера понадобится точка схода и линия горизонта.
Выполнение упражнения «Схема фронтальной перспективы».
Прежде чем приступать к этому жанру, нужно уяснить, что любой интерьер в основе своей — коробка, и у него есть пол, потолок и четыре стены — всего шесть плоскостей.
Выполние работы:
Обозначим линию горизонта,
По середины линии наметим точку схода
Соединим точку схода с углами листа
Нарисуем заднюю стену, выбрав нужную глубину комнаты.
Рисуем оконные и дверные проемы.
Расставляем мебель.
5. Итог урока.
Анализ работ
Что такое интерьер?
Как переводится интерьер с французского?
Как связан интерьер с архитектурными особенностями здания?
Проявляются ли особенности архитектурного стили в интерьере?
О чём художники пытаются рассказать в своих композициях интерьеров?
Какой художник явился родоначальником интерьерной живописи в России?
infourok.ru
Интерьер в живописи | aquarells.ru
Интерьер в живописи – один из ее жанров. Интерьер состоит из мелочей, из тех незначительных пустяков, которые придают жизни вкус. Пьер Боннар стремился запечатлеть этот вкус жизни, создаваемый самыми незначительными вещами.
Пьер Боннар «Красная клетчатая скатерть» 1910 г.
Интерьер – это мир в миниатюре, вселенная в масштабе человека, внутренний покой, противостоящий вечно бурному, страшному внешнему миру, ограниченное и понятное пространство, где гармония предмета служит признаком человека, даже если он и не изображен. Предмет появляется как материальное эхо людского присутствия, как временный заместитель хозяина или хозяйки. Смысл интерьерных сцен сродни тому загадочному молчаливому согласию между предметом и человеческой личностью, той конкретной, живой гармонии, которые противоположны абстрактной гармонии идеала.
Ян Вермер Делфтский «Дама у клавесина» 1670 г.
На первый взгляд может показаться, что художник довольствуется воспроизведением реальности. Домашняя сцена – скромный жанр, где все как будто преуменьшено. Это конец спектра, противоположный тому, где располагается пышное, велеречивое риторическое искусство. В жанре интерьера нет ни попыток убедить в чем-либо, ни даже продемонстрировать нечто, но только напомнить. И Пьер Боннар, и Ян Вермер культивируют своего рода память о настоящем, не заглядывая ни в прошлое, ни в будущее, без боли и сожаления. Это память обо всем, что живо сейчас, без мыслей о минувшем и планов на дальнейшее. Молчание предметов – это в первую очередь молчание души, молчание, но не пустота. Наоборот, это своего рода наполненность, схватывание мгновения, когда бытие обладает такой плотностью, что сознание человека не чувствует необходимости загадывать вперед, чтобы продолжать существовать. То, что действительно поражает в этих сценах – некое неразличимое присутствие или отсутствие предмета и человека, их образы словно рикошетом отскакивают друг от друга в хрупком равновесии мгновения.
Интерьерная сцена – это одновременно и бытие, существование, и нечто, ему противоположное. Это жизнь, сознательно замкнутая в ограниченном пространстве. Боннар, кажется, воплотил вкус, аромат своего домашнего мира в ритмичной пульсации белых и красных клеток скатерти, так же как живописная схема Вермера, конденсирующая его жизнь и искусство – всего лишь солнечный луч, бросающий свой ясный свет на молодую женщину с плавными мягкими движениями. Это драгоценные осколки, выхваченные из потока времени: утро в доме Вермера, время завтрака в доме Боннара.
Этот жанр неизбежно заставляет вспомнить о натюрморте, отличаясь от него в одном решающем аспекте: в натюрморте предмет всегда остается внешним по отношению к художнику, в то время как в каждом предмете своего домашнего окружения художник присутствует. Интерьер в этом смысле – своего рода метафорический автопортрет. У Боннара художник входит в картину. Он уже не передает впечатления, он присутствует сам в пластическом действии образа. Предметы, пространство и свет выдают его присутствие. На картине Вермера лук Купидона касается белокурых кудрей молодой женщины. Стоя перед своим клавесином, она задумалась о человеке, которого любит. Купидон, размахивающий игральной картой, символизирует постоянство.
Похожее
aquarells.ru
📌 Интерьер — это… 🎓 Что такое Интерьер? ✅
(от франц. interieur — внутренний), 1) в архитектуре — внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких-либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т. д.) и характер убранства (мебель, оборудование), которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера 2) В живописи — жанр, достигший расцвета в XVII в. в голландской и фламандской живописи, а в XIX в. — в России в работах художников венециановской школы.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
(от франц. interieur – внутренний), один из жанров живописи и графики, изображение внутреннего пространства здания или комнаты; а также произведение, созданное в этом жанре. Истоки жанра интерьера уходят в искусство эпохи Возрождения. В творчестве ренессансных мастеров евангельские и библейские сцены часто разворачивались в помещениях, которые живописцы изображали по правилам прямой перспективы, тщательно и любовно передавая предметы обстановки, несущие в себе символический смысл (Антонелло да Мессина. «Святой Иероним в келье»; Р. Кампен. «Св. Варвара» и «Св. Иосиф»; Я. ван Эйк. «Чета Арнольфини», 1434).
П. Янсенс Элинга. «Комната в голландском доме». 1660-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Жанр интерьера сформировался в 17 в.
в Голландии, в которой после освобождения от испанского владычества возникла первая в мире буржуазная республика. Художники изображали в своих картинах тихую мирную жизнь, полную домашних семейных радостей. Мастера интерьера писали церковные, жилые, дворцовые помещения. Кальвинизм, ставший государственной религией, запрещал украшать картинами храмы; зато изображения церковных интерьеров в живописи наполнились проникновенным религиозным чувством. В небольших полотнах художники передавали ощущение грандиозности и святости пространства, масштабности сооружения. Своеобразной «шкалой» для измерения масштаба служили человеческие фигурки, которые в подобных работах не имели самостоятельного значения, выполняя роль стаффажа (Э. де Витте. «Протестантская готическая церковь», ок. 1685 г.; Х. К. ван дер Влит. «Внутренний вид церкви», 1636; Х. ван Стрек. «Внутренний вид готической церкви», 1681). В картинах, изображающих домашние помещения и кухни, царит тишина, люди часто пребывают в неподвижности. Они словно прислушиваются к голосу Дома, который предстаёт почти живым существом, к «тихой жизни вещей», к неслышному скольжению солнечных бликов по стенам. Предметы, пространство, свет – такие же герои картин, как и люди (Я. Врель. «Старушка у камина», сер 17 в.; П. Янсенс Элинга. «Комната в голландском доме»,1660-е гг.; П. К. ван Слингеланд. «Кухня», 1648). Произведения голландских художников наполнены поэтическим чувством, ощущением ценности обыденного существования людей в уютном домашнем мире.
Я. Врель. «Старушка у камина». Сер. 17 в.
В русской живописи элементы интерьера появились ещё в иконах, где архитектурные фоны писались по определённым правилам (канонам), показывая здания одновременно снаружи и изнутри («Иже херувимы…», Сольвычегодск, до 1579 г.; «Рождество Богоматери», кон. 17 в.). Такие изображения назывались «нутровыми палатами». С развитием академического художественного образования в России интерьер приобретает самостоятельное значение. Во второй пол. 18 в. появилось большое количество «портретов помещений». Эти интерьеры передают типичные стилистические особенности своей эпохи. Широкое развитие интерьер получил в первой пол. 19 в. в творчестве художников круга М. Н. Воробьёва. Их работы ценны своим историческим документализмом, отличаются чёткостью в перспективном построении пространства, вниманием к подробностям; для них характерен некоторый прозаизм (С. М. Шухвостов. «Обедня в московском Благовещенском соборе», 1857). Особого расцвета жанр интерьера достиг у мастеров венециановской школы, произведениям которых свойствен лирический взгляд на частную жизнь человека в светлых и чистых, ясных и обозримых пространствах, внутри которых царит тишина и течёт неспешная, полная тихого очарования жизнь (К. А. Зеленцов. «Гостиная на антресолях», кон. 1820 – нач. 1830-х гг.; А. В. Тыранов. «Мастерская художников Чернецовых», 1828; Г. В. Сорока. «Кабинет в Островках», 1844).
К. А. Зеленцов. «В комнатах». Кон. 1820 – нач. 1830-х гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Во второй пол. 19 в. создаются работы, в которых лишь «перечисляются» предметы, заполняющие помещения (Неизвестный художник. «Интерьер усадьбы „Знаменская“ графа Д. А. Толстого», 1870—80-е гг.). В других картинах внутреннее пространство несёт психологическую нагрузку, заставляя зрителя домысливать содержание (А. А. Бобров. «Интерьер», 1871; Неизвестный художник. «Интерьер», вторая пол. 19 в.).
В начале 20 в. в жанре интерьера отражаются духовные и живописные поиски художников. В картинах этого времени воплощается грусть по ускользающему прошлому и любование уходящим миром (Б. М. Кустодиев. «Дом в Успенском», 1908; М. В. Якунчикова «Чехлы», 1897; С. Ю. Жуковский. «Радостный май», 1912), поиски эмоциональной выразительности, живописные эксперименты (П. П. Кончаловский. «Комната в Испании», 1910; Д. П. Штеренберг. «Интерьер с печкой», 1907—10; Р. Р. Фальк «Красная мебель», 1920). В 20 в. интерьер всё больше становится не «портретом помещения», а иносказательным портретом личности, судьбы, эпохи (Л. А. Бруни. «Детская», 1926; А. А. Лабас. «В кабине дирижабля», 1932; В. А. Фаворский. «Самарканд. Интерьер», 1942; Т. Н. Яблонская. «Новые окна», 1964; В. Е. Попков. «Сени», 1973, и др.).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru
Урок ИЗО «Интерьер как жанр изобразительного искусства»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Урок ИЗО «Интерьер как жанр изобразительного искусства»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ИНТЕРЬЕР КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ Стиль — совокупность признаков, художественного оформления; Исторический Этнический Современный
4 слайд Описание слайда:ИСТОРИЧЕСКИЙ стиль ИСТОРИЧЕСКИЙ стиль
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-036559
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru